суббота, 2 февраля 2013 г.

уксусная кислота реакции синеет при нагревании

320.56 Kb.НазваниеРазвитие критического мышления на уроках химиистраница3/3Дата конвертации21.09.2012Размер320.56 Kb.Тип     3 Опорный конспект Сущность процесса электролитической диссоциации Электролиты - вещества, проводящие в растворенном или расплавленном состоянии электрический ток, вследствие распада их на ионы. Примеры электролитов: соли, щелочи, кислоты. В этих веществах имеется ионная или ковалентная сильнополярная связь. Неэлектролиты - вещества, водные растворы которых не проводят электрический ток. К таким веществам относят кислород, водород, сахар, глицерин. Для них характерна ковалентная неполярная или малополярная связь. Процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении называется электрической диссоциацией. Для правильного понимания механизма растворения в воде веществ следует учесть строение молекулы воды и вид связи растворяемого вещества. В молекулах воды между атомами водорода н кислорода имеются ковалентные сильнополярные связи: Поэтому молекулы воды полярны: диполь. Вследствие этого, например, при растворении хлорида натрия молекулы воды притягиваются отрицательными полюсами к положительно заряженным ионам натрия кристаллической решетки, а положительными полюсами - к отрицательно заряженным ионам натрия. Такой процесс называется гидратацией, он идет с выделением энергии. Энергия гидратация приводит к разрушению кристаллической решетки и вещество распадается на ноны. Притяжение и действие полярных молекул воды на кристаллическую решётку хлорида натрия. При растворении в воде веществ с ковалентной сильнополярной связью, например хлороводорода НС1, происходит изменение характера химической связи, т.е. под влиянием энергии гидратации ковалентная связь превращается в ионную и далее процесс протекает как у веществ с ионной связью. При расплавлении электролитов усиливаются колебательные движения частиц, что приводит к ослаблению связи между ними. В результате также разрушается кристаллическая решетка и образуются ионы. В растворе и расплаве электролита ионы движутся хаотически. Идёт работа с текстом и его маркировка, учащимся предлагается по ходу текста ставить следующие знаки: V - уже известно + абсолютно новое, неожиданное; - противоречит твоим представлениям; ? хочется узнать что-то больше. На данной стадии идёт соотношение уже известного с тем, ЂЂЂчто узналЂЂЂ. Происходит структурная организация информации в памяти. Можно спросить, у учащихся какие у них были знаки? III. Стадия ЂЂЂразмышленияЂЂЂ (рефлексия) Учащиеся должны попробовать выразить информацию, которую получили своими словами. (Работа с графой ЂЂЂ3 таблицы - "Что узнал?"). Выяснили, какие новые понятия они увидели в тексте. (Эти пояснения записываем в 3-ю колонку). Рассказать о механизме диссоциации веществ с ионным типом связи. Рассказать о механизме диссоциации веществ с ковалентным типом связи. Домашнее задание: W 1. Выучить понятия, знать механизм диссоциации. Ответить на вопрос: процесс растворения физический или химический. Подобрать доказательства в пользу каждого процесса.Урок ЂЂЂ2.Тема: Ковалентная связь и геометрия молекулПрофильное обучение, согласно тематическому планированию ЂЂЂ 11кл.Цели урока: Раскрыть универсальный характер понятия «гибридизация орбиталей». Показать зависимость пространственного строения молекул веществ от типа гибридизации электронных орбиталей. Показать зависимость физических свойств от геометрии молекул. Форма урока: Комбинированный урокОсобенности урока: Проведён по технологии «развитие критического мышления» с применением мультимедийного комплекса.Оборудование: Модели гибридных облаков для магнитной доски. Тексты для работы учащихся. Вопросы для 1-го этапа урока «Знаю» (Приложение I). Текст для «критического чтения» (Приложение II). Мультимедийный комплекс для демонстрации фрагментов темы «Химическая связь» (1, 2, 3 фрагменты). Компакт-диск «Химия общая и неорганическая 10-11 класс» Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ. Предназначен для изучения химии в 10-11 классах. Задачи: Научить учащихся критически мыслить. Научить учащихся добывать знания. Ожидаемые результаты: Учащиеся должны предсказывать геометрию молекул, применяя теорию гибридизации электронных орбиталей. Этапы урока: Стадия «Вызова» Записать тему урока. Разделить развёрнутый двойной лист на 3 колонки: «Знаю», «Хочу знать», «Узнал». Учащиеся читают вопросы (Приложение I) и выписывают те понятия, которые знают в 1-ую колонку ЂЂЂ «Знаю». Во вторую колонку ЂЂЂ «Хочу знать» выписывают проблемы, возникающие в ходе ответов на вопросы. Приложение ЂЂЂ1.Приложение IКовалентная связь. Её характеристики. Что такое ковалентная связь? Какова классификация ковалентной связи по способу перекрывания электронных орбиталей? Какова классификация ковалентной связи по кратности? Что такое длина связи? Какая связь бывает по степени смещённости? Какой величиной оценивают полярность связи? Почему следует отличать полярность связи от полярности молекулы? Что такое направленность связи? По каким связям определяют угол (s или p)? Молекулы CO2 и SO2 отвечают общей формуле AB2. Почему молекула CO2 ЂЂЂ линейная, а SO2 ЂЂЂ угловая? Почему растворимость SO2 лучше, чем у CO2. Предполагаемые проблемы, записанные во второй колонке: Почему возникает направленность связи? Каким образом определяется направленность связи? Почему геометрия молекул влияет на физические свойства? Стадия «Осмысления» Демонстрация фрагмента ЂЂЂ1 «Направленность электронных облаков». Во фрагменте в динамике показываются электронные облака и их перекрывания. Диктор делает вывод, что направленность связи возникает из-за направленности перекрывающихся облаков. Фрагмент ЂЂЂ2. В отрывке рассказывается о том, что перед образованием связи облака гибридизируются. Чтение текста с маркировкой: «Знаю» V, «Узнал» +, «Удивило» ? См. приложение ЂЂЂ2. Приложение II Гибридизация электронных орбиталей и геометрия молекулВ основе модели максимального перекрывания облаков (МП) форма молекул сопоставляется с типом гибридизации орбиталей центрального атома (ЦА). При образовании химической связи орбитали ЦА гибридизируются (гибридизация осуществляется при возбуждении атома). Гибридизация ЂЂЂ это выравнивание орбиталей по форме и по энергии. Возможно шесть сочетаний гибридизирующихся орбиталей: sp, sd, sf, pd, pf, df. Рассмотрим простейшие способы гибридизации орбиталей sp: Мы встречались со всеми этими способами гибридизации в курсе органической химии. У атома углерода в молекуле метана наблюдается sp3, в молекуле этилена sp2, в молекуле ацетилена sp-гибридизация. SP3-гибридизация обуславливает тетраэдрическое строение молекулы метана, sp2-плоскостное в молекуле этилена, а sp-линейное строение молекулы ацетилена. Гибридизация орбиталей ЂЂЂ понятие универсальное, т.е. применяется для молекул неорганических веществ. У элементов, имеющих два, три и четыре валентных электрона (в ЦА), можно рассматривать указанные виды гибридизации орбиталей sp. Попробуйте определить геометрию (углы) молекул AB2: ВеCl2 и H2O на основе теории гибридизации электронных орбиталей, рассмотрев электронно-графические формулы этих элементов и зарисовать перекрывание всех облаков в этих молекулах. Этап «Рефлексия». Учащиеся отвечают на вопросы по второй колонке ЂЂЂ «Хочу знать». Учащиеся рисуют гибридизацию электронных облаков в молекулах BeCl2 и H2O, шарострержневые модели и делают вывод о типе гибридизации и геометрии. Демонстрируют шаростержневые молекулы. Делается вывод, что молекула состава AB2 могут быть линейные или угловые. Демонстрируется фрагмент ЂЂЂ3. Фрагмент показывает тип гибридизации электронных орбиталей в молекулах NH3 и CH4 и геометрию этих молекул. Домашнее задание:Учебник Габриелян О.С. 11 кл. Зарисовать перекрывание облаков в молекуле CO2, BCl3. Ответить на вопрос ЂЂЂ11: «Почему раствори

Опорный конспект - Развитие критического мышления на уроках химии

Комментариев нет:

Отправить комментарий